Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего
полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и
взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Однако
количество детей, имеющих отклонения в
речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости,
особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного
анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких,
устойчивых и достаточно дифференцированных
представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом
слова, в свою очередь, тесно связан с
формированием слухоречедвигательного
взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их
тонкой дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и
чтению формируются в дошкольном возрасте.
Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной
деятельности ребенка в звуковой действительности.
Своевременное и
личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым
условием полноценной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в среду нормально развивающихся сверстников.
В
целях осуществления специальных (коррекционных) мероприятий с детьми, имеющими
речевые нарушения, в ДОУ организован образовательный процесс в логопункте.
Образовательный процесс
осуществляется в соответствии с Положением о логопедическом пункте МБДОУ ДС № 70.
Логопедическое
обследование
Первичное
логопедическое обследование всех детей МБДОУ (с согласия родителей) проводится в сентябре (1,
2-ая неделя) и осуществляется с целью профилактической работы по выявлению и
предупреждению речевых дефектов. После чего, дети с тяжелыми нарушениями речи
направляются в РПМПК (Воровского 15а)для
решения вопроса о направлении в специализированные логопедические группы; дети
старшего дошкольного возраста (5-7лет) зачисляются на логопункт (20чел.)
В течение года
логопед проводит обследование вновь прибывших детей и обследование по запросу
родителей или воспитателей.
Порядок
зачисления детей на логопедический пункт.
На логопункт
зачисляются дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии
устной речи:
·
Нарушение
произношения - фонетический дефект;
·
Фонематическое
недоразвитие речи;
·
Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи
Прием
на логопедический пункт проводится в течение всего учебного года по мере
освобождения мест.
Характеристика речи детей, зачисляемых на логопункт.
Самым распространенными недостатками речи у детей
дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются
следующие группы звуков:
- свистящие (c, с`, з, з`, ц),
- шипящие (ш, ж, ч, щ)
- сонорные (л, л`, р, р`, j),
- заднеязычные (к, к`, г, г`, х, х`),
- звонкие (в, з, ж, б, д, г),
- мягкие (т`, д`, н`).
В любой из перечисленных групп различают три формы
нарушения звуков:
- искаженное произношение;
- отсутствие звука;
- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической
системе данного языка.
Причиной искаженного произношения звука обычно является
недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом
дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата,
особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Такие
нарушения называются фонетическими (ФНР-
фонетическое недоразвитие речи).
Причина замены звуков у детей 5-6 лет обычно заключается
в недостаточной сформированности фонематического слуха или его нарушениях, в
результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем. Подобные
нарушения называются фонематическими
(ФФНР).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим
признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к анализу и синтезу речевых
звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с
фонетико-фонематическим недоразвитием
отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность
произношения звуков крайне вариативна и
может быть выражена в речи ребенка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями
употребления правильно произносимых
звуков в речевом контексте.
Следует
подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является
несформированность процессов восприятия звуков
речи.
На
недостаточную сформированность фонематического восприятия также
указывают затруднения детей при практическом
осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии
у детей нередко нарушаются
просодические компоненты речи: темп,
тембр, мелодика.
Проявления речевого
недоразвития у данной категории детей
выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть
отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и
порядковых числительных с
существительными и т. п.
Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже,
чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой
деятельностью.
Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является
необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и
предупреждения нарушений письма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий