Условия для работы с логопедом

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Однако количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети состав­ляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная при­чина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный ана­лиз базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для вос­питания особой, высшей формы фонематического слу­ха — фонематического восприятия и ориентировочной дея­тельности ребенка в звуковой действительности.
 Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в среду нормально развивающихся сверстников.
В целях осуществления специальных (коррекционных) мероприятий с детьми, имеющими речевые нарушения, в ДОУ организован образовательный процесс в логопункте.


Образовательный процесс осуществляется в соответствии с Положением о логопедическом пункте МБДОУ ДС № 70.
Логопедическое обследование
Первичное логопедическое обследование всех детей МБДОУ (с согласия родителей) проводится в сентябре (1, 2-ая неделя) и осуществляется с целью профилактической работы по выявлению и предупреждению речевых дефектов. После чего, дети с тяжелыми нарушениями речи направляются в РПМПК  (Воровского 15а)для решения вопроса о направлении в специализированные логопедические группы; дети старшего дошкольного возраста (5-7лет) зачисляются на логопункт (20чел.)
В течение года логопед проводит обследование вновь прибывших детей и обследование по запросу родителей или воспитателей.

Порядок зачисления детей на логопедический пункт.
На логопункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи:
·        Нарушение произношения - фонетический дефект;
·        Фонематическое недоразвитие речи;
·        Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Прием на логопедический пункт проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
Характеристика речи детей, зачисляемых на логопункт.
Самым распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков:
- свистящие (c, с`, з, з`, ц),
- шипящие (ш, ж, ч, щ)
- сонорные (л, л`, р, р`, j),
- заднеязычные (к, к`, г, г`, х, х`),
- звонкие (в, з, ж, б, д, г),
- мягкие (т`, д`, н`).
В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
- искаженное произношение;
- отсутствие звука;
- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка.
Причиной искаженного произношения звука обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Такие нарушения называются фонетическими (ФНР- фонетическое недоразвитие речи).
Причина замены звуков у детей 5-6 лет обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем. Подобные нарушения называются фонематическими (ФФНР).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это на­рушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройства­ми вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразви­тия является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирова­ния звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне ва­риативна и может быть выражена в речи ребенка различ­ным образом:
   заменой звуков более простыми по артикуляции;
   трудностями различения звуков;
   особенностями  употребления   правильно  произноси­мых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при прак­тическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты ре­чи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отме­чается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углуб­ленном обследовании речи детей могут быть отмечены от­дельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и по­рядковых числительных с существительными и т. п.
Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.


Комментариев нет:

Отправить комментарий